
Психология делового общения кратко – это выжимка того, что 100% надо знать. Это самые важные навыки, правила, особенности того, как разговаривать с подчинёнными, с начальством, в коллективе и, конечно, по телефону. Реальный бизнес крайне напоминает армию во время боевых действий.
Потому что на самом деле серьёзная работа ведётся в условиях недостатка ресурсов. Вечно чего-то не хватает, требуются кадры. И есть противник, так или иначе, конкуренция и всё это достаточно серьёзно. Чтобы победить требуется обладать идеальными навыками общения.
Деловое общение – это эффективное, быстрое принятие решений на основе информации. Соответственно общаться тоже нужно чётко, слаженно, правильно. В результате такого общения возникает упоительное чувство контроля в не зависимости от возникающих ситуаций. И, конечно же материальное вознаграждение – суть бизнеса.
Содержание
- Базовые элементы делового общения – краткий обзор
- Подтверждение по-американски
- Как разговаривать с начальником, чтобы он не послал
- Шеф, всё пропало!
- Как правильно общаться на работе и поднять моральный дух
- К каким последствиям привести общение в коллективе
- Особенности этикета делового общения у питекантропов
Начнём с базовых составляющих любого делового общения.
Базовые элементы делового общения – краткий обзор
Первая характеристика – это то, чтобы человек, который участвует в общении с коллегами, с руководителями, с заказчиками – находился чётко в настоящем времени. Был здесь и сейчас. Чтобы он не улетал куда-то.
Потому что если он будет мечтать об отдыхе на Гавайях, о том, как он замечательно проведёт выходные или о том, как он потусил вчера ночью в клубе. То какой же он эффективный сотрудник.
Вместо того, чтобы слышать что ему говорит клиент или какую задачу ему ставит руководитель, он там где-то витает. Потом придётся переспрашивать или делать хрень какую-то, полностью которая не нужна никому.
Он затратит время своё и чужих других людей – это очень нехорошо. Поэтому человек в первую очередь должен присутствовать на работе. Для этого, конечно, требуется хороший отдых и подготовка. Есть хорошие курсы по общению, например.
Также очень важно, чтобы человек умел чётко донести до другого человека какие-то мысли. Чтобы он не мямлил, а говорил чётко по делу, именно доносил сообщения. Писал, например, письмо конкретному адресату, а не какому-то непонятному, который не имеет отношения к этой вещи.
Чтобы он говорил, когда его слушают, а не просто когда человек возможно бы его услышал. Вот он видит, что человек готов его воспринимать – он ему сообщает. То же самое в обратную сторону. Если ты хочешь, чтобы тебе что-то сообщили, то нужно дать знать, когда ты к этому готов. Или, например, договориться о времени общения на эту тему. Это что касается донесения.
Подтверждение по-американски
Очень важная вещь, которая является во всём мире цивилизованном такой обязательной. Это подтверждение о том, что сообщение получено в том или ином виде. Мой друган работает очень крутым программистом-математиком и постоянно общается с американцами.
Он говорит, что если америкос может не подтвердить получение твоего письма только в одном случае: если он мёртв. Во всех остальных случаях, если он жив, то он обязательно тебе напишет, что получил твое письмо.
Например, вы объясняете что-то своему подчиненному, он вас выслушал, ничего не сказал и вышел. И вам непонятно, вообще дошло ли до него то, что вы сказали. Такое подвешенное состояние. Ему хотя бы сказать вам, что он вас услышал.
Или, например, ваш руководитель ставит вам задачу. Объясняет что к чему. Вы выслушиваете и подтверждаете ему, что услышали его: «Понятно». И ещё можно ответить, что вы это в работу взяли: «Так и будет сделано». Он увидит, что всё дошло, всё выполняется. Отлично!
Как разговаривать с начальником, чтобы он не послал
Также существует делегирование. И руководитель не должен принимать каких-то решений локальных, в которых он ни хрена не понимает. Это должны делать подчинённые. Если требуется что-то сделать, то пусть это делает конкретный исполнитель. И именно он принимает соответствующее решение.
В тех случаях, когда действительно требуется согласование с руководством, то не нужно грузить руководство и озадачивать его поиском этого решения. Потому что он далеко от этой конкретной задачи. Откуда он знает, что там нужно делать в этой конкретной ситуации.
Поэтому составляется конкретное предложение, в котором описываются разные обстоятельства, вовлекаемые в это дело, и конкретное предложение: что с этим делать. Например, в нашем парке очень много деревьев было ураганом снесено. И ответственные лица, когда собрали граждан на обсуждение ситуации, они не плакали горько о случившемся.
Они вынесли уже готовый проект. Перед этим они посоветовались предварительно с кучей институтов научно-исследовательских: дендрологи, ботаники и проч. И все необходимые данные для принятия решения по нашему парку были уже известны. Было конкретное предложение о том, как благоустроить наш лес и сделать из него классный парк.
Жители ознакомились с заключениями научных институтов, выслушали предложение по благоустройству парка и полностью его поддержали. Сказано – сделано. Сейчас в этом парке просто афигенно. Это говорит о том, что работали действительно специалисты в плане управления городом.
Они не устроили какие-то дебаты: что же нам делать, как нам теперь быть. Нет. Они объяснили ситуацию: в лесопарке погибла половина деревьев. В то же время город растёт, строится: маленькие, старые дома сносят, на их месте появляются большие. Людям требуется пространство для жизни: не будешь же жить среди коробок. Это должна быть комфортная для горожан среда.
Это предложение граждане, конечно же, утвердили. Всё лето работала куча народу, стоял дым коромыслом. В итоге получился запупырский просто парк. Это пример эффективного делового общения с гражданами.
Шеф, всё пропало!
И дальше, руководитель он управляет всем процессом, поэтому он не может следить за каждым вашим шагом. Он не может быть в курсе, так как вы, что же там происходит на месте. Поэтому когда происходят какие-то важные достижения, когда вы сталкиваетесь с серьезными проблемами – нужно в этом сообщать.
Например, чувствуете, что не успеваете сделать к сроку какую-то работу. Нужно уведомить руководство, чтобы они с заказчиком связались, какие-то меры приняли. Подкинули вам специалистов для усиления, например, чтобы сроки всей работы не полетели к чертям. Вы же не знаете, как ваши работы могут отразиться на полном графике работ, в которых вы участвуете.
Ещё для примера, в ходе археологических раскопок находят славянское поселение, которому 20 тысяч лет. Это переворачивает всю науку. Считается, что Европа нас взрастила, а оказывается наоборот. Что на самом деле вся эта Европа – это просто выходцы из тех мест. И когда такое случается, то нужно руководству сообщить.
В бытность мою проектировщиком сайтов, я старался рассказывать коллегам и руководству о тех исследованиях и находках, которые получались в ходе работы. Там были разные интересные проекты, я применял в них разные методики, разные графические схемы, разные подходы.
Это были важные вещи, которые в итоге позволили мне прийти к гораздо более эффективному подходу. Родилась методика, которая на порядок увеличивает скорость при сохранении качества. Конечно же, о результатах я рассказывал и своему непосредственному руководителю и на планёрках всему коллективу – большие плакаты готовил.
И если бы руководство тогда действительно смогло воспользоваться моими достижениями, то мы все бы стали работать более эффективно. Больше денег в фирме – выше заработок каждого сотрудника. Это всем было бы на пользу.
Или, например, работает человек в обороной тематике и у него важное достижение. Ты сообщаешь наверх об этом, ведь от этого, порой, зависит будущее целой страны, а то и всего Мира.
Как правильно общаться на работе и поднять моральный дух
Что касается принятия решений и самостоятельности на местах. Тут надо понимать, что, конечно, люди бывают разного уровня ответственности и эффективности. Кроме этого, кто-то что-то может, а кто-то нет. И если у кого-то что-то получается, то это нужно, конечно же, подтверждать.
Если человек что-то хорошее сделал – скажите ему об этом. Повесьте его на доску почёта, дайте ему премию. Так он будет работать ещё с большим рвением. Единственное, что постарайтесь сделать так, чтобы он находил время на семью и детей. Чтобы он успевал восстанавливаться, чтобы он не пропадал на работе.
И тогда вы получите процветания в той области, с которой умеет справляться этот человек. Подтверждать – это очень важно. Кстати, подтверждать хорошее могут не только уполномоченные конкретные руководящие личности. Ваш коллега научил вас делать классную вещь, приёмом своим поделился. Ну и скажите ему об этом.
Катерина Умнова, например, с которой я работал проектировщиком сайтов, она в то время была руководителем отдела по сбору и анализу данных. Она меня научила использовать в нашей работе персонажи, собирать данные. Персонажи – это как герои из фильмов и книг, только они используются для проектирования.
Невозможно сделать что-то идеально для всех, а вот для конкретного героя – запросто! Очень много я почерпнул из её промежуточных работ, которые мы потом использовали при проектировании. Низкий ей поклон за эту науку!
Алексей Копылов, это был технический директор, он подарил мне идею использования метода Персонажей в маркетинге. Как-то раз он сказал: «Когда же маркетологи начнут применять Персонажи в своей работе?». И, через несколько лет, я стал первым в России, кто применил этот метод в маркетинге. С лёгкой Лёшиной руки. Очень талантливый это парень.
А Алекс Каленюк, который со мной натурально нянчился. У этого человека просто адское терпение. Взять и своего сверстника обучить тому, что он никогда не делал. Он меня натаскивал не один год – делал действительно профессионального проектировщика. И ведь сделал!
К каким последствиям привести общение в коллективе
Мы проектировали очень серьезную систему для крупной хостинговой компании. Хостинг – это специальные компьютеры, на которых живут сайты. Эта система позволяла сотрудникам быстро обрабатывать кучу обращений своих клиентов. Если такая система сделана правильно, то работа каждого вашего сотрудника будет очень эффективной. И вы тратите на техподдержку пользователей минимальные средства.
Была сделана концепция – это такой набросок будущей системы в общих чертах. Для простых сайтов это можно сделать и на салфетке за пару минут. А тут потребовалось увязывать кучу данных, сводить воедино потребности разных групп пользователей. Работа большая, но она выполнялась на благодатной почве – на основе тех самых Персонажей, которые сделала Катя и её дивчата.
Мы встретились в кафе, и за 2 часа показали, на фоне кружек и тортиков, устройство их будущей системы. И у этих ребят был единственный вопрос – они уточнили сроки по следующему этапу. А затем они такие говорят: «Всё принято, ждём документы на оплату».
2 часа рассказа с картинками. За это время клиенты разобрались в том, как будет работать сложная система и приняли работу. Это серьёзная работа, перед которой были большие этапы по сбору информации, по её анализу.
Всё это было тщательно сведено в одно целое с помощью схемы, величиной несколько квадратных метров. Затем это целое приобрело очертания, внешний вид – появились эскизы, такие грубые наброски будущих экранов. Эти эскизы были расставлены по порядку: как наши герои будут использовать эту систему. И за 2 часа мы показали их клиенту.
Это была моя выпускная работа. И она была безоговорочно подтверждена заказчиком. Тогда я понял, что действительно разобрался в том, как мастерить интерфейсы. Но это, конечно, была не только моя заслуга. Ведь меня года три учили этому – терпеливо и настойчиво растили специалиста. И всем этим ребятам тоже было ценно подтверждение их мастерской работы.
Особенности этикета делового общения у питекантропов
И люди, когда действительно что-то хорошее делают, вкладываются – их нужно подтверждать. Слышал про одного паренька, это очень талантливый прогер по работе со сложными станками. Когда он был таким молодым совсем после института и работал в конторе, которая занималась такой автоматизацией сложного, навороченного оборудования.
Он на этой работе горел, вкладывался, а об него вытирали ноги. В конце концов, он перестал корячиться, стал таким умудрённым опытом пофигистом. Потух в нём энтузиазм. Ему чётко дали понять, что все его трудовые подвиги и победы – они гроша ломаного не стоят и ни кому не нужны.
А если тех, кто делает, вносит свой вклад, вот если их поддерживать, помогать и подтверждать, то можно выйти на новый уровень процветания целой фирме, целой стране, да и всему Миру. Сказать бы тому парню: «Ванька, ты – классный прогер, инженер золотые руки, волшебник железных дел! Ты такую штуку замутил, мы теперь контракт получили ахрененный. И это благодаря тебе!»
Или, вот, друган мой работал в одной фирме и полностью с нуля разработал им огромную серьёзную установку. Полностью всё собрал, все чертежи, документы оформил. Провёл это по инстанциям – сертификаты получил все нужные. И установку эту приняли заказчики, стали её поставлять уже в больших количествах – дело пошло.
И об этого парня стали вытирать ноги. Этот чувак, который сам с нуля сделал единственный продукт, на котором держится весь бизнес. И те чуваки, которые владеют фирмой об него стали вытирать ноги. Дело пошло и этот Кулибин, он им уже не нужен стал.
Да этого чувака, нужно было к нему подойти и сказать: «Колян, ты гений в своих этих железках! Теперь наш полноправный соучредитель. Конечно, мы это всё замутили, но ты это сделал. Долгих лет тебе жизни и вот получай баблосы, честно заработанные». И этот Колян занимался бы всю жизнь этими установками фельдеперсовыми.
Заключение
Надеюсь, что вам оказалась полезна эта выжимка из психологии делового общения в кратком виде. Тут было только самое важное: навыки, правила, особенности того, как разговаривать с сотрудниками, с начальниками, в коллективе и, конечно, не только по телефону.
Это всё вам обязательно пригодится и на работе, и в бизнесе. Позволит быть более эффективным, легче достигать своих целей и, банально, больше зарабатывать.
Кстати, обязательно скачайте мою книгу «5 секретов общения в большом городе». Я рассказал в ней только о самых важных законах общения. Эти секреты пригодятся везде где угодно. В том числе и в деловом общении.
Успешного вам общения!
Ваш Мистер Смайл 🙂